Да здравствуют музы, да здравствует разум!
А.С. Пушкин
Урок-размышление учителя физики Сидоровой Веры Павловны «О взаимовлиянии занятий искусством и наукой на творческий процесс, о схожести этого процесса у художника и учёного»
Учитель
должен приучать ученика
к
поэтическому мышлению,
ибо
поэзия в науке – это её вершина
Г.И. Будкер
Актуальность
выбора темы урока:
Современное общество предъявляет системе образования заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов, имеющих одновременно высокий уровень общего образования. Это предполагает передачу подрастающему поколению теоретического и практического опыта по сохранению и воспроизводству природных, материальных и духовных богатств человечества, обучение интеллектуальному взаимодействию с себе подобными, подготовку к жизни и деятельности в сложной обстановке, постоянно и быстро изменяющихся социально-экономических условий.
Это
объясняет изменение
целей обучения естественнонаучным
предметам в школах России –
с
формирования главных предметных знаний,
умений
и научного способа мышления
учащихся –
на
овладение ими общечеловеческой культурой и
осмысливания вопросов естественных наук с
точки зрения интересов всех людей планеты.
Для этого необходимо
целостное видение мира, места и роли в
нём человека.
Сейчас споры о «физиках» и «лириках», модные в середине XX века, к счастью, затихли. Сегодня и людям науки, и людям искусства понятна неразрывная связь науки и искусства в их общем назначении – познавать мир. Маятник познания двинулся в другую сторону – теперь не искусство стремится вобрать в себя науку (поверять гармонию алгеброй!), а наука – искусство (поверять алгебру гармонией!). Может теперь наконец-то реализуется мечта учёных обрести «поэзию мысли»? Как знать. Но то, что наука многое приобретёт на таком пути познания мира, – очевидно.
Цели урока
(образовательные,
развивающие, воспитательные):
·
Овладение учащимися
общечеловеческой культурой, осмысление
вопросов естественных наук с точки зрения
интересов всех людей планеты.
·
Формирование целостного видения
мира, места и роли в нём человека. Видение
мира как
целостной системы, наполненной
красотой, гармонией и великим смыслом бытия всего
сущего.
·
Понимание взаимосвязи живого и
неживого, гуманитарного и рационального, науки и культуры, нравственности и
прогресса.
·
Смягчение проблемы «компьютеризации»
интеллекта нового поколения.
·
Придать изучению физики живость,
вызвать интерес к изучению жизни гениев
мировой науки и культуры.
·
Создать положительный
эмоциональный фон урока.
· Воспитать наблюдательность и сообразительность, умение сопоставлять и находить общее в разном.
Элементы художественного оформления урока
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669).
Возвращение блудного сына.
Не так ли возвращаются и науки в свой оставленный некогда дом под названием «Единый мир»?!
К.С. Петров-Водкин (1878 – 1939).
Купание
красного коня. 1912
Перед нами символическое изображение момента творения человека и его неразделённости с Вселенной. Из первоначала-воды (небытия, хаоса) могучая, прекрасная и непостижимая сила Вселенной (красный конь) выносит в мир ещё немощного человека. Но обретение силы человеческой уже близко: божественный красный цвет надёжно и заботливо питает силы и разум человека.
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528).
Автопортрет.
«Бог дарует одному человеку такой разум и такие способности учиться и создавать прекрасное, что подобного ему не найдёшь ни в его время, ни задолго до него, и после него не скоро появится другой». Эти слова Дюрера в полной мере относятся к нему самому.
Меланхолия. Гравюра на меди. 1514.
Окрылённая женщина тяжело и устало сидит на камне. Сложены её крылья. Закрыта книга. Разбросаны инструменты. Но в ней живёт не только усталость. В ней огромная внутренняя сила. И повинуясь этой творческой силе, этому созидательному непокою, она распрямится, встанет и пойдёт. А потом расправит крылья и взлетит. И пусть песок в часах стремительно отмеряет время, пусть звон колокола напоминает о неизбежности смерти, человеческая мысль будет продолжать свой полёт. Творчество продолжается, пока жив творящий человек.
«Меланхолия»
– воплощение человека творца, исповедь
художника, нередко испытывающего отчаяние
от непомерной тяжести той задачи,
которую он взялся решить, но
верного властному стремлению познать и
воплотить мир.
Современный человек, подобно образу
творческого гения Дюрера, находится на
перепутье
между точным естествознанием и
естествознанием сложного. На гравюре слева
– башня
из точных знаний о мире в символах Средневековья, справа – образы сложного в своем
единстве
мира.
Поэтическое содержание урока
М. Волошин
И
в каждой точке мира
Дыхание,
биенье и горенье, Не
жизнь и смерть, но смерть и воскресенье
– Творящий ритм мятежного огня. |
Я
– дух механики. Я
вещества во тьме блюду слепые
равновесья, Я
– полюс сфер – небес и поднебесья, я –
гений числ, Я
– счётчик, я – глава. Мне важны формулы, а не слова. |
Мир
отвечал размерам человека, И человек был мерой всех вещей. |
Он
мыслил небом,
Думал
облаками,
Он
глиной плотствовал,
Растеньем
рос.
Камнями
костенел,
Зверел страстями, Он видел солнцем, Грезил
сны луной,
Гудел
планетами, Дышал
ветрами,
И
было всё – вверху, как и внизу, –
Исполнено высоких соответствий. |
Исчисленный
Лапласом и Ньютоном Мир стал тончайшим синтезом колёс, Эллипсов, сфер, парабол – механизмом, Себя
завёдшим раз и навсегда По
принципам закона
сохранения Материи и Силы. |
И.
Бунин …
навек сроднился с чистой Молодой
моей душой Влажно-свежий,
водянистый, Кисловатый запах твой! |
Кар
Лукреций Ты
же теперь напряги свой слух, и свой ум
прозорливый Освободи
от забот,
достоверному внемля ученью, Чтобы
дары, приносимые мной, с беспристрастным
усердием, Прежде,
чем их оценить, с презрением прочь не
отринул. Я
рассуждал для тебя и вещей объясняю
начало, Все из которых творит, умножает, питает природа. |
М. Ломоносов Открылась
бездна, звёзд полна; Звездам
числа нет, бездне дна. Песчинка
как в морских волнах, Как
мала искра в вечном льде. Как
в сильном вихре тонкий прах, В
свирепом, как перо, огне, Так
я в сей бездне углублён, Теряюсь, мыслью утомлён. |
Ф.Тютчев Не
то, что мните вы, природа: Не
слепок, не бездушный лик – В
ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
|
Деятели культуры
о взаимосвязи науки и искусства
П.Г. Антокольский
Учёные, натуралисты в том числе, часто бывали и художниками в широком смысле этого слова.
В.И. Вернадский
Начала всех искусств, зависящих от
воображения, легки и просты, и все они
почерпнуты из природы и разума.
Вольтер
Связь
между научным открытием и творчеством в
искусстве – несомненна. И то, и другое
обусловливается вдумчивым наблюдением и
изучением действительности, и они идут
рядом к общей благородной цели.
А.Г. Карпинский
Мне
кажется, что поэт должен видеть то,
чего не видят другие, видеть глубже
других. И это же должен и математик.
С. Ковалевская
Мы
постигаем истину не только разумом, но и
сердцем. Именно сердцем мы познаём первые
принципы, и тщетно рассудок, не имея в них опоры, пытается их
опровергнуть.
Б. Паскаль
…поэзия
почерпает слово своё из науки, возвеличивая
в свою очередь науку.
М. де Сервантес
Искусство
– сердце народа. Знание – мозг народа.
Только сердцем и мудростью может
объединиться и понять друг друга
человечество.
Н.К. Рерих
Наука
раскрывает перед нами целый мир поэзии…
Г. Спенсер
Наука
и искусство так же тесно связаны между
собой, как лёгкие и сердце…
Л.Н. Толстой
Чем
дальше, тем искусство становится более
научным, а наука – более художественной;
расставшись у основания, они встретятся
когда-нибудь на вершине.
Г. Флобер
Достоевский
даёт мне больше, чем любой научный
мыслитель, больше, чем Гаусс.
А. Эйнштейн
В
Гёте рядом с поэтом прекрасно уживался
естественник.
А.П. Чехов
Всё
красивое разумно, всё разумное красиво.
Г.В.Ф. Гегель
Вдохновение
нужно в геометрии, как
и в поэзии.
А.С. Пушкин
Вопросы
для размышления:
1.
В чём сходство науки и искусства?
Приведите примеры.
2.
Можно ли назвать искусство способом
познания мира? Почему?
3.
Способно ли рациональное начало
обогатить искусство как способ познания
мира? Почему?
4.
В чём преимущества, а в чём недостатки
искусства как способа познания мира по
сравнению с наукой?
5.
В чём искусство способно помочь в
работе на компьютере?
6.
Можно ли с точки зрения познания мира
объединить
науку и искусство? Почему?
7.
Почему Гёте своё произведение, герой
которого естествоиспытатель Фауст,
назвал трагедией?
8.
Какое научное открытие в биологии 19
века предвосхитил Гёте в «Фаусте»?
9.
Какой аллегорический смысл заключён в
предметах, изображённых на гравюре А.
Дюрера «Меланхолия»?
Результат коллективной мыследеятельности
1. Сходство науки и искусства:
Основную роль в науке и искусстве играют наблюдения, сравнение, изучение.
Художнику и учёному необходимо обладать воображением и догадкой – интуицией.
В
основе рождения научного открытия и
произведения искусства лежит образное
восприятие мира, научной проблемы.
«Художества
происхождение
наук ускоряют,
науки художествам путь показывают»
(Ломоносов).
Требуют
однородного мыслительного процесса.
Общее назначение – познавать мир.
2. Противоположность науки и искусства:
Наука |
Искусство |
|
|
План урока-размышления о единстве и противоположностях двух способов познания мира – науки и искусства
1.
Музыкально – поэтический эпиграф урока.
2. Проблема выбора, стоящая перед современной цивилизацией.
(Гуманизм – Прогресс. Человек или техника? Природа или цивилизация? Развитие духовных основ общества в XXI веке).
3.
Что
лежит в основе рождения научной теории и
произведения искусства?
(Менделеев, Эйнштейн, Бунин).
4. Искусство и наука – два способа познания мира.
Античность (образ, гармония, красота мира. Лукреций Кар).
Эпоха Возрождения (единство науки и искусства – главный принцип творчества).
Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Михаил Ломоносов.
XIX
– XX
века (аналитические подходы в искусстве,
эпоха рационализма, множество
экспериментальных течений. Гёте,
Тютчев).
5. Физики и лирики – неразрывная связь в общем назначении познавать мир. Маятник истории. «Поверять алгебру гармонией». Поэзия мысли.
6.
Единство и противоположность науки и
искусства.
Прогресс, как огонь – он и греет, он и сжигает.
Лев Гумилев