На Главную

Гуманитарный аспект преподавания физики

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

А.С. Пушкин

                                     Наука и искусство                                    

Урок-размышление учителя физики Сидоровой Веры Павловны «О взаимовлиянии занятий искусством и наукой на творческий процесс, о схожести этого процесса у художника и учёного»

Учитель должен приучать ученика

к поэтическому мышлению,

ибо поэзия в науке – это её вершина

                           Г.И. Будкер

Актуальность выбора темы урока:           

Современное общество предъявляет системе образования заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов, имеющих одновременно высокий уровень общего образования. Это предполагает передачу подрастающему поколению теоретического и практического опыта по сохранению и воспроизводству природных, материальных и духовных богатств человечества, обучение интеллектуальному взаимодействию с себе подобными, подготовку к жизни и деятельности в сложной обстановке, постоянно и быстро изменяющихся социально-экономических условий.

Это объясняет изменение целей обучения естественнонаучным предметам в школах России с формирования главных предметных знаний, умений и научного способа мышления учащихся на овладение ими общечеловеческой культурой и осмысливания вопросов естественных наук с точки зрения интересов всех людей планеты. Для этого необходимо целостное видение мира, места и роли в нём человека. 

Сейчас споры о «физиках» и «лириках», модные в середине XX века, к счастью, затихли. Сегодня и людям науки, и людям искусства понятна неразрывная связь науки и искусства в их общем назначении – познавать мир. Маятник познания двинулся в другую сторону – теперь не искусство стремится вобрать в себя науку (поверять гармонию алгеброй!), а наука – искусство (поверять алгебру гармонией!). Может теперь наконец-то  реализуется мечта учёных обрести «поэзию мысли»? Как знать. Но то, что наука многое приобретёт на таком пути познания мира, – очевидно.

 

Цели урока 

(образовательные, развивающие, воспитательные):

·     Овладение учащимися общечеловеческой культурой, осмысление вопросов естественных наук с точки зрения интересов всех людей планеты.

·     Формирование целостного видения мира, места и роли в нём человека. Видение мира как  целостной системы, наполненной красотой, гармонией и великим смыслом бытия всего сущего.

·     Понимание взаимосвязи живого и неживого, гуманитарного и рационального, науки и культуры, нравственности и прогресса.

·     Смягчение проблемы «компьютеризации» интеллекта нового поколения.

·     Придать изучению физики живость, вызвать интерес к изучению жизни гениев мировой науки и культуры.

·     Создать положительный эмоциональный фон урока.

·     Воспитать наблюдательность и сообразительность, умение сопоставлять и находить общее в разном.

Элементы художественного оформления урока 

Рембрандт. Возвращение блудного сына

 

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 1669).

Возвращение блудного сына.

 

Не так ли возвращаются и науки в свой оставленный некогда дом под названием  «Единый мир»?!

 

 

Петров-Водкин. Купание красного коня

К.С. Петров-Водкин  (1878 1939). 

Купание красного коня. 1912.

Перед нами символическое изображение момента творения человека и его неразделённости с Вселенной. Из первоначала-воды (небытия, хаоса) могучая, прекрасная и непостижимая сила Вселенной (красный конь) выносит в мир ещё немощного человека. Но обретение силы человеческой уже близко: божественный красный цвет надёжно и заботливо питает силы и разум человека.

 

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

 

Альбрехт Дюрер (1471 – 1528). 

Автопортрет.

«Бог дарует одному человеку такой разум и такие способности учиться и создавать прекрасное, что подобного ему не найдёшь ни в его время, ни задолго до него, и после него не скоро появится другой». Эти слова Дюрера в полной мере относятся к нему самому.

 

 

 

Альбрехт Дюрер. Меланхолия.  52,5 КбАльбрехт Дюрер (1471 – 1528).

Меланхолия. Гравюра на меди. 1514. 

Окрылённая женщина тяжело и устало сидит на камне. Сложены её крылья. Закрыта книга. Разбросаны инструменты. Но в ней живёт не только усталость. В ней огромная внутренняя сила. И повинуясь этой творческой силе, этому созидательному непокою, она распрямится, встанет и пойдёт. А потом расправит крылья и взлетит. И пусть песок в часах стремительно отмеряет время, пусть звон колокола напоминает о неизбежности смерти, человеческая мысль будет продолжать свой полёт. Творчество продолжается, пока жив творящий человек.

«Меланхолия» – воплощение человека творца, исповедь художника, нередко испытывающего отчаяние от непомерной тяжести той задачи, которую он взялся решить, но верного властному стремлению познать и воплотить мир.

       Современный человек, подобно образу творческого гения Дюрера, находится на перепутье между точным естествознанием и естествознанием сложного. На гравюре слева – башня из точных знаний о мире в символах Средневековья, справа – образы сложного в своем единстве мира.

 

Поэтическое содержание урока

М. Волошин

И в каждой точке мира                                               

Дыхание, биенье и горенье,

Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье

Творящий ритм мятежного огня.

Я – дух механики.

Я вещества во тьме блюду слепые равновесья,

Я – полюс сфер – небес и поднебесья, я – гений числ,

Я – счётчик, я – глава.

Мне важны формулы,  а не слова.

Мир отвечал размерам человека,

И человек был мерой всех вещей.

Он мыслил небом,                     

Думал облаками,                                      

Он глиной плотствовал,                        

Растеньем рос.                                        

Камнями костенел,                                  

Зверел страстями,                                     

Он видел солнцем,

Грезил сны луной,                                   

Гудел планетами,

Дышал ветрами,                                        

И было всё – вверху, как и внизу, –                

Исполнено высоких соответствий.

Исчисленный Лапласом и Ньютоном

Мир стал тончайшим синтезом колёс,

Эллипсов, сфер, парабол – механизмом,

Себя завёдшим раз и навсегда

По принципам закона сохранения

Материи и Силы.

И. Бунин

… навек сроднился с чистой

Молодой моей душой

Влажно-свежий, водянистый,

Кисловатый запах твой!

 

Кар Лукреций

Ты же теперь напряги свой слух, и свой ум прозорливый

Освободи от забот, достоверному внемля ученью,

Чтобы дары, приносимые мной, с беспристрастным усердием,

Прежде, чем их оценить, с презрением прочь не отринул.

Я рассуждал для тебя и вещей объясняю начало,

Все из которых творит, умножает, питает природа.

М. Ломоносов

Открылась бездна, звёзд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде.

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом, как перо, огне,

Так я в сей бездне углублён,

Теряюсь, мыслью утомлён.

 

Ф.Тютчев

 Не то, что мните вы, природа:

 Не слепок, не бездушный лик

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

 В ней есть любовь, в ней есть язык… 

 

 

            Деятели культуры о взаимосвязи науки и искусства

Если для поэта нашего времени не звучит музыкой и ритмом текучая вселенная Гераклита и движение меченых атомов в кровеносной системе, значит он ещё не поэт нашего времени.

                                                      П.Г. Антокольский 

 

     Учёные, натуралисты в том числе,  часто бывали и художниками в широком смысле этого слова.

                                                      В.И. Вернадский

 

     Начала всех искусств, зависящих от воображения, легки и просты, и все они почерпнуты из природы и разума.

                                                        Вольтер

 

Связь между научным открытием и творчеством в искусстве – несомненна. И то, и другое обусловливается вдумчивым наблюдением и изучением действительности, и они идут рядом к общей благородной цели.

                                                         А.Г. Карпинский

 

Мне кажется, что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и математик.

                                                           С. Ковалевская

 

Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаём первые принципы, и тщетно рассудок, не имея в них опоры, пытается их опровергнуть.

                                                            Б. Паскаль

 

…поэзия почерпает слово своё из науки, возвеличивая в свою очередь науку.

                                                             М. де Сервантес

 

Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество.

                                                               Н.К. Рерих

 

Наука раскрывает перед нами целый мир поэзии…

                                                               Г. Спенсер

 

Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце…

                                                                Л.Н. Толстой

 

Чем  дальше, тем искусство становится более научным, а наука – более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.

                                                                 Г. Флобер

 

Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс.

                                                                 А. Эйнштейн

 

В Гёте рядом с поэтом прекрасно уживался естественник.

                                                                   А.П. Чехов

 

Всё красивое разумно, всё разумное красиво.

                                                                 Г.В.Ф. Гегель

 

Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии.

                                                                 А.С. Пушкин

      

Вопросы для размышления:

1.      В чём сходство науки и искусства? Приведите примеры.

2.      Можно ли назвать искусство способом познания мира? Почему?

3.      Способно ли рациональное начало обогатить искусство как способ познания мира? Почему?

4.      В чём преимущества, а в чём недостатки искусства как способа познания мира по сравнению с наукой?

5.      В чём искусство способно помочь в работе на компьютере?

6.      Можно ли с точки зрения познания мира объединить науку и искусство? Почему?

7.      Почему Гёте своё произведение, герой которого естествоиспытатель Фауст, назвал трагедией?

8.      Какое научное открытие в биологии 19 века предвосхитил Гёте в «Фаусте»?

9.      Какой аллегорический смысл заключён в предметах, изображённых на гравюре А. Дюрера «Меланхолия»?

 

Результат коллективной мыследеятельности

1.   Сходство науки и искусства:

2.   Противоположность науки и искусства:

Наука

Искусство

  •   Аналитические подходы  (анализ).

  •   Главенствует принцип повторяемости результатов.

  •   Рациональное знание.

  •   Имеет дело с неживой материей.

  •   Сомневается, холодно разлагает на составные части.

  •   Даёт закон и управление жизнью.

  •  

  •   Синтетический, образный способ мышления (синтез).

  •   Любое повторение – смерть произведения.

  •   Гуманитарное, иррациональное знание.

  •   Имеет дело и с живой материей.

  •   Удивляется, радуется, негодует.

  •   Даёт радость жизни, оценку, качество.

  •  

 

План урока-размышления о единстве и противоположностях двух способов познания мира – науки и искусства

1.  Музыкально – поэтический эпиграф урока.

2.  Проблема выбора, стоящая перед современной цивилизацией. 

     (Гуманизм – Прогресс. Человек или техника? Природа или цивилизация? Развитие духовных основ общества в XXI веке).

3.  Что лежит в основе рождения научной теории и произведения искусства?

      (Менделеев, Эйнштейн, Бунин).

4.  Искусство и наука – два способа познания мира.

5.  Физики и лирики – неразрывная связь в общем назначении познавать мир. Маятник истории. «Поверять алгебру гармонией». Поэзия мысли.

6.  Единство и противоположность науки и искусства.


 

Прогресс, как огонь – он и греет, он и сжигает.

                                                                    Лев Гумилев

На Главную


Используются технологии uCoz